Приветствую Вас Гость | RSS

Пятница, 17.05.2024, 18:49

Полезное

Расчет расстояний

Расчет расстояний от Автодиспетчер.Ру
Основное
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ГИТ-опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 101
Друзья ГИТ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Август » 8 » Развод по-транспортному, или Как не стать легкой добычей мошенников
    19:09
    Развод по-транспортному, или Как не стать легкой добычей мошенников

    Вежливый разговор, спокойный тон: человек представился Юрием, назвал экспедитора по имени, как будто они знакомы лет сто. Попросил подыскать груз из пункта А в пункт Б. Водитель попросил загрузить машину поскорее, чтобы приехать до выходных. На следующий день звонит разгневанный грузовладелец: машина пропала в неизвестном направлении... Как выяснилось позже, товар ночью перегрузили на другую машину, которая уехала в пункт Х. Водителя использовали, что называется, в темную. В тот же день эти же неизвестные лица провернули как минимум еще одну такую же схему, на другом маршруте. Милиция оба груза и их похитителей не нашла.

     

    Сколь бы ни считал себя умудренный опытом участник рынка грузоперевозок, но приемы обмана в этой сфере с каждым годом становятся все более изощренными. Не спасают даже главные догмы: расчет до выгрузки, работа с проверенными контрагентами, а уж если экспедиция – то солидная, именитая компания, с безупречной репутацией. Эти догмы не панацея. Каждый день число мошеннических операций неуклонно растет. Примечательно, что на уловки жуликов попадаются солидные фирмы, имеющие немалый опыт работы на рынке грузоперевозок. Не от излишней ли самоуверенности?

    Объект хищения – деньги

    Примером тому — распространенная схема с «предоплатой». Когда аферист-посредник продает чужой груз по цене выше, чем у отправителя. Выдает себя при этом за «настоящего заказчика». Такая схема может привлечь еще одного посредника в темную, что поможет окончательно замести следы. Однако посреднику вместо заработка вскоре придется отдуваться. Например, кто-то отправляет груз по 1750 долларов, а некий посредник предлагает тот же груз не дешевле, скажем, по $1700, а дороже – по $2000. Более того, когда он дает номера заказчику, то наоборот, готов даже уступить за $1700, но если будет предоплата 50 % на банковскую карту. Дескать, водителю нужно заправиться. На этом цель достигнута. Когда авто приезжает на выгрузку, мошенник уже удаляет свою регистрацию, отключает мобильные телефоны. Таких машин может оказаться не 2-3, а 15-20 в день. Факсовый номер (если таковой имелся) впоследствии окажется телефоном почтамта либо копировального центра, откуда мошенник попросил отправить/принять заявку, или офиса, арендованного на короткий срок через посредника. На поверку либо печать окажется фиктивной, либо документы фирмы чужие, любо фирма с «коротким сроком» эксплуатации. За то время, пока заказчик, перевозчик и экспедитор будут разбираться между собой, у кого на самом деле деньги, мошенник уже будет обрабатывать новых клиентов, по новым телефонам, от якобы новоиспеченной фирмы.

    Эта новая старая «карусель»

    Кроме хищения денежных средств и грузов, объектом мошенничества может стать транспортная услуга. Водителям давно известна распространенная схема под названием «карусель». Это когда нанимается (чаще через подставных лиц, маскирующихся под экспедиции) транспорт на несколько точек выгрузки. Расчет договариваются осуществить, когда машина придет на последний пункт. В последний момент у заказчика меняются планы: выясняется, что последняя точка не нужна: машину выгружают полностью на предпоследней. Без выгрузки машину не выпустят со двора. Водитель не только поработал за «спасибо», но и потратился на горючее.

    Нередко жертвой мошенников становятся и трейдеры. Как правило, незаслуженно в таких случаях страдают перевозчики. Получив предоплату, продавец перемешал качественный товар с проблемным, положив хороший наверх. Это тоже называют «каруселью», так как груженная товаром машина едет на промежуточную точку: для перетасовки. Об этом водитель и транспортник обязаны сообщить, но небольшая «премия» водителю в руки творит чудеса: доплатили якобы за дополнительную точку погрузки. Впоследствии, на приемке покупатель перевернул ящик, вскрыв дно — и забраковал товар. По договору доставки клиент должен был рассчитаться с водителем на выгрузке. Но как быть, если груз не принят? Его отдают на ответственное хранение, с последующей реализацией через аукцион. Но кому нужны, например, сырые дрова с плесенью? Это «висяк» для водителя и катастрофа для трейдера.

    Услуги или мнимый сервис?

    Время от времени на транспортных сайтах встречаются нарекания по поводу качества работы той или иной экспедиции. Причины такого недовольства различные. Общее из них — безответственность. Каждая фирма: грузовладелец, перевозчик или экспедитор хоть раз «обжигались», работая с непрофессионалами.

    Какова реакция среднестатистического экспедитора про возникновении проблем? Некоторые в панике выключают телефон. Такое действие сравнимо разве что с тем, когда начинающий водитель в сложной ситуации бросает руль. В другом случае, если менеджер пошел на диалог и принял извинительную позицию, он попросту «выкручивается» вместо того, чтобы предоставить полностью сведения об аферистах. Мол, я не я, и вообще моя хата с краю. Даже если дело не касается мошеннических схем, проблемы вполне штатные: авто не явилось на погрузку, или наоборот, простаивает вторые сутки, а водителя заставляют выгружать товар либо за свой счет нанимать грузчиков. Кто виноват? Не каждый экспедитор займется решением проблемы, будет разбираться в обстоятельствах и причинах.

    В целом у большинства подход заключается в «откусывании»: нужен сугубо процент от дохода. Нередко на одного заказчика налипает бесчисленное множество паразитирующих экспедиций, не выполняющих практических функций. Или одна такая же, с неоправданно высокими ценами за навязанные услуги. Такое явление, как спекуляция, к сожалению, встречается во всех сферах экономики. Путь верного обогащения — это работа по верхам, без рисков для себя. В сфере экспедиторских услуг такие фирмы называют «табуреты» (метонимия: табурет, телефон и ноутбук — вот наша фирма). Такие фирмы если все сложится, обязательно выкрутят свой интерес, а если не посчастливилось? В подписанном договоре, помимо пункта о комиссионном вознаграждении, так называемых «диспетчерских», значатся штрафные санкции в отношении экспедитора. Но от уплаты таковых многие открещиваются. Впрочем, так действуют далеко не все. Есть экспедиции, которые дорожат именем своей компании.

    Не в пользу экспедиторов говорит и такой фактор, что на рынке грузоперевозок не так много сильных логистов, способных проработать оптимальные маршруты. Просчитать расход горючего, амортизацию транспорта — это непростой и кропотливый труд. НО кому тогда можно доверить свою машину? Так же и для склада: вряд ли кто умеет грамотно решать транспортные или логистические задачи. В этой связи TIR уже писал о добровольной сертификации логистических услуг. Это нужно солидным компаниям, чтобы выделиться из множества некомпетентных и откровенно слабых компаний. Однако это не означает, что мелкие компании, не прошедшие сертификацию, будут работать менее успешно. Возможно, и наоборот. Как показала практика, лучшие компании — это перевозчики (грузоотправители) в прошлом или же компании (а также ушедшие в самостоятельное плавание их сотрудники), имеющие колоссальный опыт и обширную клиентскую базу, а также видение рынка с его противоречивыми тенденциями.

    Существует множество экспедиций, осуществляющих мультимодальные перевозки. На поверку оказывается, что они посредники в контейнерном бизнесе, причем не первые и даже не вторые. Напоминать им, что такое мультимодальная перевозка, бесполезно. Для посредничающих компаний мультимодальность — это заказ контейнера. Остальное все, мол, разбирайтесь сами: ищите машины под такой контейнер или организуйте за свои средства перегрузку в промежуточном пункте. «У нас» - только так: такое правило. Обескураживает порой «ценовая надбавка», о которой узнаешь чуть ли не в момент подписания контракта.

    Однако главным фактором в негативной оценке выступает расхожее мнение, что экспедиции — не более чем паразиты на рынке грузоперевозок.

    Напрямую — не всегда выгоднее

    Время от времени сами грузовладельцы и в том числе экспедиции заявляют: с экспедициями не работаем. Это объясняют рисками кражи грузов, прецедентами из-за того, что кто-то что-то пообещал водителю, не имея представления о процессе погрузки, оплаты и прочих нюансах. А потом выясняется, что человек, давший машину, совершенно посторонний, не имеющий представления ни о грузе, ни о транспорте. Чтобы отсечь посредников, грузовладельцы на своих маршрутах запускают тендеры. В результате водители едут по демпингу, надеясь, будто снижение цены лишь временное. Однако экономия на транспортных услугах не знает предела. Грузовладелец, в свою очередь, увлекшись такой игрой, рискует однажды остаться без машин. Даже по рыночным ценам.

    Отказ работы с экспедициями для перевозчика означает не участвовать в рынке. Он или простаивает, пока не «пойдет цена», или ездит с каждым днем дешевле. Экспедиционной компании всегда выгодно держать ценовую планку, чтобы не только заработать, но и дать заработать транспортнику.

    Иногда перевозчик выходит на контакты отправителя. Соблазн сэкономить на перевозке берет верх над этикой, и тот соглашается обойти диспетчера. Однако хозяину груза невдомек: транспортник тоже нацелился сорвать «джекпот», но об этом прямо пока что не говорит. А это не только комиссионные, о размере которых он имел слабое представление: расчет идет уже на финансовые возможности предпринимателя и его мифической прибыли с продажи груза. То есть буквально залезть ему в карман. Теперь грузовладельца удивляет, куда делся некогда прилежный водитель. Его как будто подменили: канючит, устраивая проблемы на ровном месте. Если заказчик уступит в малом, перевозчик любую свою проблему будет умело перекладывать на хозяина груза.

    А ведь был экспедитор, который по ходу таких «представлений» успешно разруливал проблемы и к тому же держал цену. Более того, полностью обеспечивал транспортом данный маршрут. А теперь от перевозчика напрямую приходится ждать машины порой до конца недели.

    В некоторых случаях спекулируют грузами штатные менеджеры-логисты компаний. Когда за определенный «откат» предоставляют груз конкретному экспедитору/перевозчику. Деньги получают, как премию: без налогов и хлопот. Это обнаруживается в очевидном финансовом процветании сотрудника: покупке квартиры, автомобиля, поездках в экзотические страны. И тогда дело чести директора навести порядок в своей фирме.

    Нередки такие случаи, что заказчик — благонадежный, но достаточно непрост по своим требованиям и в случае конфликта совершенно не приемлет компромиссов. В некоторых случаях перевозчика без союзника в лице диспетчера гораздо проще «кинуть». Часто транспортников соблазняет неоправданно высокая цена или предоплата, как в уже ранее описанном случае. Участник рынка обязан думать постоянно: почему такая высокая/низкая цена. Однако наивная вера в сказки о богатых предпринимателях берет верх. Редко кто задумывается: может быть, груз попросту экспроприированный или контрафактный?

    Впрочем, не все так печально. В результате тщательного анализа достаточно обширного каталога компаний на сайте www.transinfo.by мы приходим к выводу: большинство фирм: экспедиторы, грузоотправители, перевозчики – в основном порядочные компании. Дорожат своей репутацией, стремятся честно работать и получать стабильную прибыль. Аферистов и рвачей среди них не много. Но грузовладельцы и транспортники не видят этой стороны.

    Нередко экспедиторы становятся заложниками ситуации, будучи вовлеченными в мошенническую схему. Различить, когда это так, а когда нечистые на руку компании осознанно участвуют в афере, играя роль «буфера», не всегда просто. Первая примета, что компании в сговоре – это прекращение диалога со стороны контрагента. Второй признак – это когда компания явно создавалась либо несерьезными людьми, либо на скорую руку, под определенного клиента.

    Брендовые «пузыри»

    Когда создаются фирмы с коротким сроком годности, им придумываются броские и в то же время ничего не говорящие названия, содержащие «шибко мудреные» иностранные основы: «сервис», «транс», «карго», «лайн», «world», «груп», «инвест», «стрим», «VIP» и так далее. Не исключено, что название такое может быть и у вполне порядочной компании. Однако в порядочности стоит усомниться, если например, в контактах солидной фирмы будет указан личный, а не корпоративный скайп или e-mail, содержащий: kissa, malyshka, nusha, lapochka... Или название фирмы будет одно, а документы окажутся совсем от другой. Например, компания World Cargo Line откажется ИП Пупкиным Вас.Вас. Допустим, в случае если имеем дело с документами известной французской компанией, а на деле оказывается, что это азербайджанцы с московского рынка. Или компания такая существует, но под другими контактами на другой странице сайта. Важно по возможности сверять контактные телефоны. И вас насторожит, если в качестве второго номера указан тот же самый мобильный номер, что и первый. Достаточно часто при этом нет стационарного телефона. Множественность инкарнаций фирмы на одном и том же сайте может дать основание подозревать, что в истории существования оной были серьезные проблемы, о которые стремятся умолчать. В худшем смысле — это может свидетельствовать о «гастролерах». В таком случае стоит проверить репутацию также и параллельных регистраций, перезвонить на телефоны директора и в случае нахождения старых инцидентов — не стесняться спрашивать подробности о них.

    Напоследок резюмируем список простых к выполнению рекомендации, чтобы недобросовестные компании не смогли ввести вас в заблуждение.


     

    1. Главное правило – работать только с проверенными контрагентами, зарекомендовавшими себя за годы честного труда. Репутация нарабатывается годами, а теряется мгновенно. Если она дорога вам, то посмотрите, насколько она дорога вашим потенциальным партнерам.

    1. Даже при наличных расчетах и предоплате необходимо проверять все контактные телефоны всех звонивших и всех лиц компании-контрагента: если какой-то намек на «гастроли», немедленно отказываться от заказа/останавливать выгрузку.

    2. В наш век технического прогресса e-mail практически вытесняет другие виды связи. По возможности используйте факсимильную связь. Городской номер можно проверить, перезвонив на него после отправки/приемке факса. Если срабатывает автоответчик, не вешайте трубку, а позвоните параллельно на мобильный, спросив: дошел ли факс, как принялся.

    3. Не доверяйте «серым» телефонам. Когда есть только сотовые, но нет городских номеров. Особенно если связь имеет тенденцию теряться, а контагент имеет привычку бросать трубку. В конце концов подумайте на будущее: если ему трудно дозвониться в самом начале сделки, то что же будет впоследствии, когда речь зайдет об оплате...

    4. Будьте внимательны: не спешите, если вас подгоняют. Если срочно нужно, в конце рабочего дня, принять-отправить заявку, загрузить и отправить машину — узнайте реквизиты фирмы и проверьте их через сайт налоговой службы.

    5. Обращайте внимание на черные списки различных транспортных сайтов. При малейшем сомнении в порядочности проверьте контрагента на предмет участия в имевших место инцидентах.

    6. Название компании может быть фиктивно, документы и печати могут быть чужими. В случае множественной регистрации сравнивайте заявленные телефоны фирмы с официальными контактами компании. При необходимости поинтересуйтесь, имеет ли такое-то лицо отношение к данной фирме.

    7. Не доверяйте рейтингам. Репутация компании может быть раздутой. Часто начинающие компании предлагают обменяться положительными отзывами просто так, чтобы обоюдно повысить балл надежности фирм. Поэтому стоит проверить, сколько лет реально фигурирует компания на рынке грузоперевозок и с какой спецификой работы знакома, с какими маршрутами.

    8. Прислушивайтесь к своей интуиции — она может подсказать больше, чем разум. Подсознательно мы можем усомниться в тембре голоса. Или например, если контрагент слишком груб / чрезмерно вежлив, радушен и открыт, на всякий случай найдите время, чтобы его проверить — или даже вовсе откажитесь от работы с ним. Если повода для грубостей и особого радушия вы не давали — это дурной знак.

    9. Работайте по документам. Никаких «честное слово», или «завтра» или «вот-вот пришлю». Часто, ссылаясь на конец рабочего дня, контрагент предлагает оформить деловые отношения завтра с утра. Нужно ответить: «ничего, я подожду». Потраченные полчаса рабочего времени могут сэкономить гораздо большее.

    10. При выборе формы расчета предпочитайте безнал «карточному расчету». Не беда, что безнал — это иногда зависшие деньги. «Софт» зависает порой и на дольше. Иногда навсегда. Но в случае с безналом вы сможете обратиться в суд, а оплата на карту — не является коммерческой операцией. Так же, как и наличка «потом, в офисе».

    11. Дружите с коллегами-конкурентами. Доверительное общение поможет делиться оперативной информацией. Этот обмен сведениями поможет обойти не одну ловушку из числа разбросанных мошенниками по транспортным просторам. В этой связи рекомендуется уделять немного времени транспортным форумам. Например, на сайте www.transinfo.by и многих подобных транспортно-логистических сайтах. Анализируйте то, что читаете, и делайте из этого самостоятельные выводы.

    Эти, казалось бы, простые рекомендации вряд ли уберегут от всех новых схем. Но они уменьшат число попавшихся в ловушку в разгар транспортного сезона. А также не лишний раз напомнят читателю основные понятия этики деловых взаимоотношений. О том, что всегда нужно включать голову — несмотря на усталость и жаркую погоду, сказочные предложения и финансовую нужду.

    Дмитрий ТИМОШЕНКО для T.I.R.

    Просмотров: 2009 | Добавил: Дмитрий | Теги: грузоперевозки, мошенничество, логистические услуги, ГрузИнфоТранс | Рейтинг: 5.0/4
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: